Как переучиться на стоматолога

Как переучиться на стоматолога

«Стоммаркет.Блог»

← Вернуться в магазин

6 разочарований стоматолога

Я б в стоматологи пошел: развеиваем 6 мифов о профессии

Каждый из нас пришел в профессию своим путем. Но одно можно утверждать с уверенностью: среди стоматологов со стажем больше 3-5 лет случайных людей не остается. В среднем именно столько времени уходит на то, чтобы прекраснодушные ожидания от работы по специальности развеялись, как дым. Вокруг зубоврачебного ремесла бытуют несколько стойких мифов, которые привлекают в профессию слишком многих. Каждому из нас они отлично известны. Давайте развеем их заранее, чтобы предотвратить ненужные разочарования тех, кто решил взять в руки бормашину из-за влияния ложных стереотипов.

Миф 1. У стоматологов высокие зарплаты, и всегда есть дополнительный доход в виде благодарностей от пациентов

Современному обывателю, который лечит зубы в среднем раз в 5 лет, кажется, что стоматология — золотое дно. Во многом такое впечатление складывается у него при взгляде на ценники отдельных клиник. «Должно быть, зарплаты доктору хватает на безбедную жизнь с частыми поездками за границу и ежегодной сменой автомобиля для жены. Да ему еще и заносят», — завидует обыватель и внушает своим детям, что нужно идти в стоматологи.

Тот, кто пришел в медицину за длинным рублем, очень быстро понимает, что попал не туда. Слишком тяжел и неблагодарен врачебный труд. Это касается не только стоматологии, хотя актуально для нее в большей степени. Зарабатывать лечением зубов, конечно, можно. Более того, этим ремеслом можно жить и достойно содержать семью. Но роскошной жизни не будет, и это нужно понимать всем, кому за вывеской «Стоматология» видятся золотые горы.

Миф 2. Стоматолог — нескучная и интересная профессия

Как и в любом ремесле, в зубоврачебном деле много рутины. Совершенно серой и унылой, которая, как трясина, затягивает новичка, быстро разочаровывая его в профессии.

Стоматология — довольно узкая медицинская специализация. В повседневном труде врача-стоматолога — все тот же конвейер и шаблон, что и в других областях медицины. Один кариес как две капли воды похож на другой, все типично и однообразно. К этому нужно быть готовым — перетерпеть, пережить и пересилить неизбежную рутину. И тогда с годами и опытом обязательно придет профессиональное просветление, и работать станет по-настоящему интересно!

Миф 3. Стоматолога все ценят и уважают

Вы надеваете белый халат и начинаете свое высокое Служение людям. Ждете от них красивых слов благодарности за самоотверженность и профессионализм, признание вашего врачебного таланта и мастерства. И иногда такие слова действительно звучат.

Но проходит год-два, и вы обнаруживаете, что люди — злые. Неблагодарные потребители, которые относятся к врачу, как к обслуживающему персоналу. Никто, или почти никто, не видит в тебе того высокого призвания, ради которого ты шел в профессию. В лучшем случае, ты просто сервисный специалист, который, кстати, не имеет права на ошибку. Это тоже стоит принять и смириться. Хороший доктор не ждет от пациента благодарности и тем более не ищет всеобщего уважения и почета. Он просто делает свою работу, руководствуясь незыблемым «Primum non nocere».

Миф 4. У стоматолога большие перспективы карьерного роста

Бытует мнение, что стоматология, будучи прибыльной, бурно развивающейся и одной из самых востребованных специализаций, — благодатная среда для взращивания специалистов, способных занимать высокие научные и управленческие должности в медицинской сфере.

В действительности стоматология в этом отношении ничем не лучше гинекологии или отоларингологии. Специалисты, способные к науке или управлению, есть во всех областях медицины. И шансы на продвижение по карьерной лестнице у них примерно равные. Только вот у представителей современной кардио- или нейрохирургии, они, пожалуй, повыше, чем у скромного дантиста из районной поликлиники.

Миф 5. У зубных врачей непыльная работа без стрессов и вреда собственному здоровью

Многие непосвященные уверены, что стоматолог — это такой человек в чистеньком белом халатике и резиновых перчаточках, который почти ничего не делает и при этом гребет деньги большой лопатой.

В реальности все совершенно не так. Зубной врач делает весьма неприятную работу. Как мог заметить на личном опыте, наверное, каждый, лечить зубы — больно и страшно. Это стресс. Неизбежный стресс не только для самого пациента (который иногда дергается, кричит или падает в обморок), но и для доктора (который должен делать свое дело качественно, несмотря ни на что). Работа стоматолога — нервная, ответственная, грязная и сильно портит нервы.

Читайте также:  Какую медицинскую справку нужно для работы

Миф 6. Возможность организации собственного бизнеса, открытия частной клиники

Частный зубоврачебный кабинет или многопрофильная стоматологическая клиника — действительно хороший бизнес, при грамотной организации способный приносить немалую прибыль. Однако наладить его под силу далеко не каждому.

Чтобы открыть собственную клинику, понадобятся очень серьезные стартовые вложения. Но и это не главное препятствие, особенно для тех, кто готов потратиться. Основной нюанс — в том, что в реальности рынок стоматологических услуг давно переполнен и неохотно впускает новичков. К тому же современные реалии таковы, что открытие и развитие любого бизнеса упирается в налоговые и бюрократические барьеры. Да и организовать свой бизнес под силу грамотному управленцу с любым образованием, необязательно медицинским. Между умением хорошо делать свою работу и способностью выстроить бизнес — пропасть.

Подведем итог: у дантиста есть и ежедневная рутина, и неинтересные случаи, и сварливые пациенты, и профессиональные вызовы. Но, если вам повезло и так совпало, что стоматология — это ваше призвание и любимая работа, то, возможно, именно вы делаете чью-то жизнь светлее, здоровее и комфортнее, а это тоже дорогого стоит.

Вопрос-ответ

Возможность получать определенные дополнительные специальности на базе основной специальности прописана в Приказе № 210н О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовым медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ.

Вы выделили для Вас то, что касается стоматологии.

Специальность,
полученная в вузе

Специальность, требующая
дополнительной подготовки в вузе

Стоматология общей практики

Ортодонтия
Стоматология детская
Стоматология ортопедическая
Стоматология терапевтическая
Стоматология хирургическая
Челюстно-лицевая хирургия
Физиотерапия

Клиническая лабораторная
диагностика

Бактериология
Вирусология
Лабораторная генетика
Лабораторная микология

Организация
здравоохранения и
общественное здоровье

Как переучиться на стоматолога

На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием (в том числе по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая»).

В нашей стране существует такое понятие, как «врачи стоматологического профиля», в состав которых, помимо стоматологов, входят зубные врачи. Они работают во всех регионах, причем чаще всего в наименее престижных местах, в том числе на селе. Из 65 тыс. врачей стоматологического профиля, имеющихся в Российской Федерации, 29 тыс. чел. составляют зубные врачи. Ими комплектуются сельские врачебные участки, стоматологические кабинеты учебных заведений, промышленных предприятий и т.д. Зубные врачи вносят значительный вклад в обеспечение населения всеми видами стоматологической помощи [1, 2, 4].

В 2008 г. приказом № 184 Минобрнауки «Об утверждении указателя соответствия между перечнями специальностей среднего профессионального образования» квалификация «зубной врач» по специальности «стоматология» исключена из перечня специальностей среднего профессионального образования. В настоящее время в Оренбургской области закрыты все зубоврачебные отделения медицинских учреждений среднего образования, выпуск зубных врачей прекращен. Однако, по данным многих авторов [1, 2], очевидно, что без помощи зубных врачей невозможно осуществлять стоматологическое обслуживание населения, особенно в труднодоступных и сельских регионах страны.

Цель: проведение мониторинга переподготовки зубных врачей на примере Оренбургской области; выявить наиболее характерные тенденции и обосновать необходимость изменений в кадровой политике по среднему медицинскому персоналу.

Материалы и методы. Объект исследования – средние медицинские работники (зубные врачи) Оренбургской области, предмет исследования – комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского образования и улучшение качества переподготовки зубных врачей в Оренбургской области. Изучаемые явления – система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения. Предпринято комплексное социологическое исследование. Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений [3, 5].

Результаты и обсуждение. Численность постоянного населения Оренбургской области на 1 января 2014 г. составила 2008,5 тыс. человек, из которых 1202,4 тыс. человек – городские жители (60,0 %), а 80,9 тыс. человек – сельские жители (40,0 %). При этом в Российской Федерации на 1 января 2014 г. численность постоянного населения составила 143,7 млн человек, из которых 106,5 млн человек (74,1 %) – городские жители, а 37,1 млн человек – сельские жители. Учитывая, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей, нам представляется, нецелесообразно, так как работают они в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В настоящее время в структуре врачебных кадров стоматологического профиля России из 65 тыс. чел. зубные врачи составляют 29 тыс. чел.(44,6 %). В основном они работают на селе.

Читайте также:  Регистрационный номер в ттн в транспортном разделе

В настоящее время не оспаривается факт наличия таких проблем в современной отечественной стоматологии, как недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии. Многие школьные стоматологические кабинеты ликвидированы. Остаются нерешенными многочисленные вопросы в организации работы гигиениста стоматологического. На этом фоне использования потенциала зубных врачей может помочь исправить сложившееся положение [1].

В 2013 г. число зубных врачей (физических лиц) в Оренбургской области составляло 574 человека, в 2014 г. – 643 человека, в 2015 г. – 594 человека. При этом число зубных врачей в городах региона в течение всего периода незначительно превосходило таковое в сельской местности: 2 % – 2013 г., 4 % – 2014 г., 10,2 % – 2015 г. (рисунок).

Численность зубных врачей в Оренбургской области в городской и сельской местности за период 2013–2015 гг.

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводит циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа).

Учебная программа цикла «Стоматологическая помощь населению» предназначена для реализации требований к специалисту, выполняющему должностные обязанности зубного врача. Целью программы является повышение качества теоретических знаний и практических навыков зубных врачей. Основными задачами обучения являются: ознакомление с современными технологиями диагностики и лечения стоматологических заболеваний; формирование представлений о пациенте как личности, соблюдение требований этики и деонтологии, а также вопросы профилактики занимают значительное место в деятельности зубного врача, в том числе: стоматологическая профилактика, гигиеническое обучение и воспитание населения. В программу обучения включены важнейшие аспекты терапевтической стоматологии, восстановительной стоматологии, хирургической и ортопедической стоматологии, а также зубоврачебная помощь детям и ортодонтия.

Накопленный опыт развития зубоврачевания и подготовки кадров по специальностям «стоматология» и «стоматология ортопедическая» представляет несомненный интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, а также в современных условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

По приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» присутствуют:

Зубной врач осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Зубной техник изготавливает различные виды искусственных коронок, включая металлокерамику, простые конструкции штифтовых зубов, различные конструкции мостовидных протезов, съемные пластинчатые и бюгельные протезы, ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции. Осуществляет подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе, контроль их исправности, правильности эксплуатации. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Гигиенист стоматологический осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

Читайте также:  Во сколько лет идут на пенсию учителя

В Оренбургском областном медицинском колледже отделение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению». При этом в 2013–2014 гг. – повышение квалификации прошли 152 человека, в 2014–2015 гг. – 203 чел., в 2015–2016гг. – 137 чел. (6 циклов), что меньше по сравнению с предыдущим годом на 33 %. Уменьшение численности слушателей связано с уменьшением количества заявок.

В настоящее время важное место уделяется удовлетворению потребностей в современном образовании и комплексной модернизации профессионального образования. Необходимо повышение доступности и качества профессионального медицинского образования, его инновационное развитие, совершенствование образовательных программ и технологий.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению» направлена на повышение профессионального уровня зубного врача в рамках имеющейся квалификации по видам профессиональной деятельности.

Из 212 часов учебного плана на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 177 часов (83 %), на медицину катастроф и неотложную доврачебную помощь – 27 часов (13 %) всего учебного времени.

Раздел «Профессиональная деятельность зубного врача» программы включает темы:

— система и политика здравоохранения в РФ;

-оказание стоматологической помощи в условиях медицинского страхования;

— организация работы стоматологического отделения, (кабинета). Охрана труда. Техника безопасности;

— этические, психологические и правовые аспекты в деятельности зубного врача;

— инфекционная безопасность и инфекционный контроль в стоматологии;

— общие вопросы анатомии, физиологии, гистологии органов полости рта. Возрастные особенности;

— современные методы обследования стоматологических пациентов. Современные методы диагностики в зубоврачевании;

— клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в стоматологии. Обезболивание в стоматологии;

— современные физиотерапевтические методы в стоматологической практике;

— стоматологическая профилактика. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности зубного врача;

— восстановительная стоматология. Современные стоматологические пломбировочные материалы;

— зубоврачебная помощь детям. Ортодонтия.

При анкетировании и интервьюировании 49 зубных врачей со стажем работы более 10 лет (100 %) выявлено следующее:

— 98 % (48 чел.) зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, при этом все они (100 %) имеют необходимую квалификацию;

— 70 % (34 чел.) анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности, которые требуют квалификации специалиста со средним медицинским образованием, – гигиенистов стоматологических. Из них – 100 % (34 чел.) респондентов при этом указывают, что перевод зубных врачей на новые должности должен осуществляться только с добровольного согласия и без ущемления в заработной плате;

— 80 % (39 чел.) респондентов полагают, что зубным врачам, которые хотят продолжать работать по специальности, можно было бы предоставить право на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время отмечается недостаточная обеспеченность специалистами в детской стоматологии, ликвидированы многие школьные стоматологические кабинеты, не решены многочисленные аспекты в организации работы гигиениста стоматологического, представляется актуальным использование потенциала зубных врачей. В связи с тем, что сельское население в Оренбургской области составляет 40 %, исключать зубных врачей нецелесообразно, так как они работают в основном на селе, где ощущается серьезный дефицит во врачебных кадрах стоматологического профиля. В Оренбургской области проводятся циклы усовершенствования «Стоматологическая помощь населению» (144 часа), «Стоматологическая ортопедия» (144 часа) и повышения квалификации «Ортопедия» (72 часа). При этом в учебном плане на специальный модуль «Профессиональная деятельность зубного врача» отводится 83 % учебного времени. Однако за последние 3 года отмечается уменьшение численности слушателей на 33 % в связи с уменьшением количества заявок.

Результаты анкетирования и интервьюирования зубных врачей показали, что 98 % зубных врачей хотят продолжать свою трудовую деятельность на занимаемых должностях, все они имеют необходимую квалификацию; 70 % анкетируемых зубных врачей полагают, что должны иметь возможность перехода на другие должности с согласия и без ущемления в заработной плате; 80 % респондентов указали на желаемую возможность на льготных условиях получить высшее стоматологическое образование.

Ссылка на основную публикацию
Как перестать чувствовать боль физическую
11 проверенных способов перестать чувствовать физическую боль Какой самый большой страх у современного человека? Каждый из нас боится боли. Особенно...
Как оформить совмещение профессий внутри одного предприятия
Оформление совмещения должностей в одной организации Внутреннее совместительство и внутреннее совмещение должностей: разница в оформлении отношений Сотрудник компании, который уже...
Как оформить социальный найм на квартиру
Что значит социальный найм жилья в 2019 году Россияне, не имеющие своего жилья и признанные нуждающимися в улучшении условий проживания,...
Как переучиться на стоматолога
«Стоммаркет.Блог» ← Вернуться в магазин 6 разочарований стоматолога Я б в стоматологи пошел: развеиваем 6 мифов о профессии Каждый из...
Adblock detector